Отдых и туризм
на Южном берегу Крыма
г. Москва, ул. Академика Анохина, д.38, к.3.
+7 (499) 346 8818 +7 (926) 547 6887
Стрелка наверх

Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды

Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ НА ЗЕМЛЯХ ТАВРИДЫ

В легендах и мифах Древней Греции немалое значение занимала далекая и неведомая Таврида, в которой частыми гостями были великие герои и даже олимпийские боги! Про полную опасностей Тавриду писал еще знаменитый автор «Илиады» и «Одиссеи» Гомер. Тогда, в VIII веке до нашей эры, вся территория, лежавшая за Босфором, была для древних греков настоящей «терра инкогнита», пределом известной тогда Ойкумены, входом в царство Аида. 

Согласно древнейшим греческим легендам на территории современной Республики Крым в поисках пристанища скиталась обращенная в корову возлюбленная главного олимпийского бога Зевса аргосская царевна Ио. Преследуемая огромным оводом беглянка в отчаянии переплыла современный Керченский пролив, который эллины впредь стали именовать Боспором Киммерийским – «коровьим бродом». Что же касалось простых смертных, то лишь самые отважные мореходы отправлялись в вотчину древнего бога Понта в поисках славы и богатства. Однако сложности навигации, отсутствие удобных заливов, сильные бури и воинственные аборигены долгое время были сдерживающим фактором для заселения этих мест греками. А рассказы путешественников породили предания о негостеприимном море (Понте Аксинском), разбивавшем и топившем корабли, об огромных орлах и грифонах, нападавших на эллинов с воздуха, и о коварных горцах, подстерегавших галеры несчастных в тихих бухтах, а после убивавших их на алтаре своей кровожадной богини. Под впечатлением от таких повествований народная молва сразу же поселила в этих краях самых мрачных представителей своего пантеона. Так, античный историк Диодор Сицилийский повествует, что в те далекие времена Тавридой правила коварная богиня колдовства и мрака Геката, отравившая ради получения власти своего свирепого отца Перса (сына бога солнца Гелиоса). Именно она воздвигла на скалистом берегу моря святилище, в котором приносили в жертву всех приплывающих в ее страну чужеземцев. Также древние называли ее матерью двух великих волшебниц – Кирки (Цирцеи) и Медеи, ставших героинями отдельных мифов. Период великой греческой колонизации способствовал активному освоению земель Тавриды и возникновению многих поселений древних эллинов. Путешествия на кораблях стали более безопасными, и Черное море было переименовано на гостеприимное (Понт Эвксинский). Изменилась и мифология. Место темных богов заняли олимпийцы. Так появился рассказ, согласно которому имя этой горной области дал сам бог виноделия Дионис, когда путешествовал по всему миру. Прибыв на полуостров, он решил научить людей земледелию и виноградарству, а посему собственноручно запряг для этого дела пару быков. Именно эти священные животные (по-гречески «таврос» означает «бык») и послужили якобы основой для названия страны и племени ее населяющего. Что же касается местной таврской богини Девы, то она была отождествлена греками с Артемидой Таврополой (пасущей быков). Существует легенда, повествующая даже о приглашении ее на Олимп, где она дала свое согласие покровительствовать селившимся в Таврике эллинам. Подтверждением такого своеобразного альянса могут служить многочисленные археологические находки изображений Девы на территории Херсонеса. Но главным доказательством являются руины храма в ее честь, а также мраморная плита с присягой граждан этого полиса, которая начинается словами: «Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими...» Союз небожителей, ставший олицетворением частичного единения таврской и эллинской культур, окончательно символизировал вхождение Крыма в границы греческой цивилизации. Поиски легендарного храма богини тавров ведутся археологами, историками и путешественниками уже на протяжении трех веков. Среди предполагаемых мест его нахождения чаще всего называют мыс Фиолент или его окрестности, а также территорию поселка Партенит в районе горы Аю-Даг. Даже великий поэт Пушкин во время посещения Фиолента оставил в стихах свое мнение: «К чему холодные сомненья? Я верю, здесь был грозный храм, Где крови Жаждущим богам Дымились Жертвоприношенья...» Однако многие современные ученые склоняются к мысли, что никакого храма с огромными колоннами и сорока ступенями, как описывали античные авторы, у тавров не было, это не характерно для их культуры. Реальное же святилище Левы представляло собой, скорее всего, простой жертвенник на крутом утесе.

Одним из известнейших уроженцев Крыма был не кто иной, как Ахилл (Ахиллес). Византийский историк Лев Диакон упоминает, что, по преданию, этот герой Троянской войны был скиф, родом из боспорского городка Мирмикона (Мирмекия), стоявшего на месте современного мыса Карантинный (Керчь). Однако он был изгнан за свою необузданность, свирепость и высокомерие духа, после чего поселился на северо-востоке Греции в Фесалии. Визуальными доказательствами скифского происхождения Ахилла этот автор также приводит покрой его накидки, скрепленной застежкой, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродную раздражительность и жестокость.
Отметился в Крыму своими подвигами легендарный герой древнегреческих мифов Геракл. В сознании греческих поселенцев Северного Причерноморья этот могучий сын Зевса был не только величайшим героем, но и покровителем. Поводом к такому поклонению опять же стали сказания о многочисленных визитах силача в эти края. Впервые Геракл побывал на полуострове как член экипажа ясоновского «Арго», а в дальнейшем стал здесь частым гостем. Ему приписывали изгнание с берегов Понта всех чудовищ и монстров, победу над воинственными амазонками Меотиды (Азовское море) во главе с их царицей Ипполитой и другие славные деяния. Но главное, с чем связывали эллины пребывание полубога в этих местах, так это появление целого народа – скифов. По Геродоту, это произошло, когда Геракл собирал разбежавшихся коров побежденного великана Гериона. В своих поисках он доехал до пределов Таврического полуострова, где решил передохнуть. Но, пробудившись, заметил пропажу своей колесницы и коней. Обходя окрестности, ему повстречалась удивительная женщина, туловище которой оканчивалось змеиным хвостом. Она созналась в краже, но обещала вернуть герою имущество лишь после того, как у нее от Геракла родятся дети. Так появились на свет три брата, от одного из которых повели свою родословную все скифские цари. Данные легенды нашли свое отражение и в искусстве. В музеях Крыма можно встретить найденные археологами изображения отдыхающего и сражающегося Геракла, а также скульптуры и фигурки скифской змееподобной богини-матери Апи.
Но самым знаменитым мифическим сюжетом, действия которого разворачивались в Крыму в античное время, пожалуй, является легенда о жрице Ифигении. Ей великий древнегреческий драматург Еврипид посвятил отдельную театральную трагедию. Сюжет ее повествует о том, как аргосский царь Агамемнон, отправляясь в поход на Трою, по требованию богов решает принести в жертву собственную дочь Ифигению. Но богиня Артемида в последний момент спасает девушку, унеся ее в далекую Тавриду, где та становится жрицей в храме у свирепых тавров. По прошествии многих лет у берегов полуострова высаживаются брат Ифигении Орест и его товарищ Пилад, им Дельфийский оракул дал задание – вернуть в Элладу деревянный идол Артемиды. Однако во время поисков друзья попадают в руки горцев, и те, по существовавшему у них обычаю, готовятся принести их в жертву. Ифигения, которая должна была провести этот ужасный обряд, узнает своего брата и, обманув царя тавров Фоанта, покидает полуостров вместе с пленниками, захватив с собой священное изображение. Стоит отметить, что имена героев древнегреческой трагедии сохранились и в современной крымской топонимии. Так, в одной из бухт Фиолента из воды выступают две небольшие скалы, названные именами друзей – Орест и Пилад.

Отдельно следует упомянуть крымские приключения Одиссея. О том, что хитроумный супруг Пенелопы мог путешествовать не только в Средиземном, но и Черном море, заговорили еще в XIX веке. Среди апологетов этой версии были такие ученые, как географ К. Риттер, геолог Д. де Монпере, историк А. Ашик, естествоиспытатель К. Бэр, историк литературы и археолог Г. Караулов. В своих трудах они указывали, что 10, 11 и 12 песни гомеровской поэмы вполне могли происходить на Черном море. Главным же крымским эпизодом многие исследователи и сейчас считают столкновение флотилии Одиссея с племенем людоедов лестригонов, произошедшего, по-видимому, в Балаклавской бухте. Именно здесь грозные великаны, которых отождествляют с таврами, уничтожили 11 из 12 греческих кораблей, а выживших моряков «нанизали на колья и унесли в свой город на съеденье». Следующим фрагментом «Одиссеи», который мог произойти в Тавриде или у ее границ, можно считать сошествие героя в Аид. Так, одним из предполагаемых входов в царство мертвых называют Ревущий грот Карадага, который и сегодня поражает своей таинственностью, а волны создают там неповторимый зловещий рев. Среди приверженцев этой версии был знаменитый поэт и художник Максимилиан Волошин, который специально показывал своим гостям «врата, куда Орфей ходил за Эвридикой». Местом же встречи эллинов с ужасным одноглазым циклопом народная молва называет мыс Меганом, но эта гипотеза существует лишь на уровне слухов. Из современных исследований черноморских странствий царя Итаки можно выделить смелую версию крымского краеведа Александра Фролова. Изучив «Одиссею», он узнал в описаниях логова Сциллы и Харибды Гурзуфскую бухту, гроты и скалы Адалары. В качестве доказательств исследователь приводит результаты подводной археологической экспедиции, обнаружившей в этом месте следы многочисленных кораблекрушений, причиной которых стали сильнейшие течения и подводные камни. Возможно, дурная слава скалистых островов и создала миф о чудовищах, дошедший до нас благодаря Гомеру.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что образ Тавриды в мифологии древних греков прошел своеобразную эволюцию от запретной земли до родины величайших героев и места их подвигов. Также можно с уверенностью говорить, что основой для легенд о полуострове служили вполне реальные исторические события и факты, которые ныне подтверждаются археологами и наукой. А из всего этого следует логичный вывод, что эллины открыли для себя и всего мира прекрасный, но забытый богами край, превратили его в цветущий сад, украсили произведениями своих рук и души.

По материалам статьи И. Пасечникова «В краю героев и богов», журнал «Полуостров сокровищ» (№4, 2013).

Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 1 Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 2 Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 3 Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 4 Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 5 Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 6 Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 7 Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 8 Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 9 Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды - фото 10